ДЦП у взрослых: особенности течения и проявления болезни

Детский церебральный паралич (ДЦП) – недуг, который вылечить до конца невозможно. Цели лечения заключаются в том, чтобы улучшить двигательные функции больного, дать ему навыки, необходимые для социализации.

Упражнения для устранения лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР)

  • Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Хорошо иллюстрирует данное упражнение первая укладка по системе Бобат.
  • Исходное положение – лежа на животе на твердой горизонтальной поверхности с опорой на предплечья. Руки согнуты в предплечьях и прижаты к туловищу по бокам, ладошка открыта. Голова в разогнутом положении. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Сначала, под влиянием тонуса мышц, предплечья будут согнуты под острым углом. Сразу не пытайтесь увеличить угол. Постепенно по мере увеличения времени нахождения в данной позе увеличивайте и угол опоры на предплечья.
  • Для выполнения следующего упражнения необходимо участие двух взрослых. Ребенка укладывают на прочную простынь, поднимают её за четыре конца и, создавая наклон, осторожно перекатывают со спины на живот и в обратном направлении. Это упражнение хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка, активизирует рецепторы, отвечающие за определение тела в пространстве, учат координации и чувству равновесия. Постепенно увеличивайте время и количество перекатов, от одного в каждую сторону, до многократных перекатов.
  • Самое приятное упражнение и для ребенка и для взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении на спине. Одна рука взрослого находится под головой ребенка, придавая ей изгиб. Вторая под коленями ребенка, согните ноги ребенка в коленях и прижмите их к животу. Постарайтесь руки ребенка согнуть и зафиксировать на груди. Покачайте его в таком положении. Именно качайте, а не трясите! В чем приятность? Вы можете выполнять это упражнение во время прогулок на улице. Сядьте на качели и качайте ребенка в указанной позе.

Гимнастика как дополнение массажа

Для усиления эффекта логопедического массажа, ребенку старше 5 месяцев назначают комплекс специальной гимнастики, направленной на увеличение силы и объема дыхательной мускулатуры, ритмичности и глубины дыхания. Следует отметить, что входящие в гимнастику упражнения мало чем отличаются от традиционного комплекса, рекомендуемого детям этого возраста. Так, в него входит разведение рук в стороны и последующее прижатие их к груди, поднятие рук вверх с последующим прижатием к груди, одновременное отведение руки в сторону и поворот головы, вытягивание ног, сгибание их в коленном и тазобедренном суставе и приведение к животу, приподнимание головы и плеч малыша, лежащего на животе. Каждое упражнение повторяют от трех до пяти раз, постепенно увеличивая это количество и добавляя новые упражнения.

Упражнения для мышц туловища и шеи

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине, голова в срединном положении. Инструктор (мать), придерживая туловище ребенка с двух сторон, проводит легкое покачивание тела с бока на бок, обращая внимание на то, чтобы ребенок не оказывал сопротивления. Затем инструктор (мать), удерживая голову ребенка, свободно покачивает ее, чередуя покачивания с поворотами головы (без сопротивления).

Читайте также:  Клещевой энцефалит. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на правом (левом) боку, правая (левая) рука находится под головой, левая (правая) — вдоль туловища. Инструктор (мать) мягко толкает ребенка, чтобы он упал на спину или живот. Ребенок должен удерживать исходное положение при толчках, расслабляя мышцы и падая только по сигналу инструктора.

Упражнение 3. Исходное положение — сидя в кресле, руки на подлокотниках, голова опущена на грудь. Инструктор (мать) проводит пассивные наклоны, повороты головы, сгибание-разгибание (без сопротивления со стороны ребенка). Ребенок должен фиксировать голову при проведении пассивных движений, затем активно расслаблять мышцы так, чтобы голова «падала» на грудь.

Вспомогательная техника

В наше время медицинская техника шагнула далеко вперед. Ее новейшие достижения используются в лечении ДЦП.

К примеру, разработана климатическая цветодинамическая квант-камера с лазерным душем и бассейном. Она сочетает в себе сразу несколько физиопроцедур. Больному проводится массаж с помощью подводного душа, в воде происходят разработка суставов, позвоночника.

Существуют также компьютеризированные варианты лечения. Это, например, тренажеры активной механотерапии с функцией обратной связи, разработка суставов с помощью специального программируемого аппарата.

Вспомогательная техника

Кроме технических методов, используется лечение природой. Детям с ДЦП полезно общение с животными: лошадьми, дельфинами и т.п. Некоторые утверждают, что помогают даже домашние кошки. Метод получил название анималотерапия.

ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

  • Ребенка нужно усадить в исходное положение на пол таким образом, чтобы ноги были выпрямлены, а туловище наряду с ними создавало прямой угол и было перпендикулярно полу. Выдыхая, малыш должен постараться нагнуться так, чтобы иметь возможность дотянуться пальцами рук до пальцев ног. При этом помощь инструктора ЛФК для детей с ДЦП в данном упражнении заключается в том, что он помогает опустить корпус еще ниже, производя плавные надавливания на спину так, чтобы лоб ребенка тоже коснулся ног.
  • Будучи в положении лежа на животе, ребенок вытягивает руки вдоль тела. Затем он разворачивает кисти рук к полу и делает на них упор. Постепенно упираясь на руки и поднимая грудную клетку над уровнем пола, малыш тренирует растяжку мышц бицепса, имитируя отжимания здорового человека. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не запрокидывал голову, и чтобы его дыхание было спокойным, ровным.
  • Следующее упражнение напоминает жим нижнего пресса с запрокидыванием ног в комплексе занятий здорового человека. Исходное положение — ребенок с церебральным параличом лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На счет «раз» он медленно и плавно поднимает прямые ноги над головой и заводит их вверх за голову, касаясь пальцами ног пола над своей макушкой и не сгибая их в коленях, на счет «два» возвращает их так же медленно в исходное положение. На протяжении всего упражнения взрослый контролирует процесс и следит за тем, чтобы руки от пола не отрывались.
  • Исходная позиция — сидя на полу с расставленными в стороны ногами. Первое движение — сгибание правой ноги так, чтобы ее пятка касалась внутренней бедренной части левой ноги, второе движение — приближение стопы левой ноги к коленному суставу правой ноги. После проведения этих манипуляций осуществляется движение правой руки к левому колену в обхват с поддержанием левой ноги, а движение левой руки перемещает ее на противоположную сторону талии за спину. Взрослый поворачивает голову ребенка в левую сторону и наклоняет ее так, чтобы подбородок касался левого плеча. При этом правое колено постоянно остается в положении прижатого к полу.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше — тем лучше.