Как развить эмоциональный интеллект? Пошаговое руководство

Чтобы развивать эмоциональный интеллект, необходимо изучить механизм управления эмоциями. Эмоции управляют человеком. Контроль над эмоциями осуществляется с помощью мозга. Органы чувств накапливают воздействия на человека и направляют их в таламус.

Список использованной литературы:

  1. Thorndike E. Intelligence and its use. / Thorndike E. L. // Harper’s Magazine. 1920. 140. 227-235.
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. / Пер. с англ. / В кн.: Психология мышления. М., 1968. С. 433-456.
  3. Люсин, Д.В., Современные представления об эмоциональном интеллекте Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.
  4. Ушакова. М.: Институт психологии РАН,
  5. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433-456.
  6. Андреева, И.Н. ЭИ: исследования феномена / Андреева И. Н. М.: 2006. 78-86 с. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения./ Бобнева М.И. // М.: Наука, 1978. – 311 с.
  7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. / Пиаже Ж. // М.: Просвещение,1969, 658 с.
  8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта /Д.В. Ушаков// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С. 11-29.
  9. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение / Емельянов Ю.И. // Л.: 1985. С. 24-28.
  10. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / Южанинова А.Л. // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 63-67.
  11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс,
  12. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003, С. 291-300.
  13. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики, 2008. 120 с.

История успеха

В психологии уже давно ведутся поиски способностей, которые, в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта (IQ), связаны с социально-эмоциональной сферой психики. С начала XX  века ведущие специалисты в области психологии интеллекта, такие, как Э. Торндайк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, утверждали, что люди различаются не только по уровню интеллекта, но и по способности понимать других людей и управлять ими, т. е. действовать в поле человеческих отношениях.

Так появилось понятие эмоционального (в более широком понимании – социального) интеллекта, потому что часто традиционные тесты интеллекта не могут предсказать успешность человека в карьере и в жизни.

Этому было найдено объяснение – после проведения многочисленных исследований оказалось, что успешные люди способны к взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, умеют управлять своими собственными эмоциями, в то время как тесты интеллекта никогда не смогут оценить эти способности.

Что такое эмоциональный интеллект

Трудно быть астронавтом. Нужно разбираться в науке и технике, обладать физической подготовкой и быть волевым человеком.

Лиза Новак подходила по всем параметрам. Она была магистром авиационной техники и изучала астрофизику. 5 лет работа на ВМС США.

Читайте также:  Ювенильная макулярная дегенерация (болезнь Штаргардта)

В 1996 году NASA взяло её в ряды космонавтов. Она участвовала в полёте на космическом корабле «Discovery».

Короче. Была умной тёткой и капитаном авиации.

Но в 2007 году Лизу обвинили в попытке убийства Колин Шимпан. Она думала, что её муж изменяет ей с этой девушкой.

Лиза переоделась, попросилась в машину и брызнула из баллончика прямо в глаза Колин.

Чтобы объяснить, почему умные люди совершают такие глупые поступки, учёные придумали понятие эмоционального интеллекта.

Если человек не умеет сдерживать себя и срывается по любому поводу, значит — его эмоциональный интеллект слабо развит.

Если же он может перебороть гнев, подавить обиду и справиться с желанием закурить, значит — эмоциональный интеллект у него на высоте.

Эмоциональный интеллект

Начинаем публикацию материалов психолога центра детского развития «Сократик» Алёны Прониной. Сегодня о том, что такое эмоциональный интеллект и как развивать его у ребёнка.

Что такое эмоциональный интеллект

«Эмоциональный интеллект. Почему это может быть важнее, чем IQ»

Из чего состоит эмоциональный интеллект

  • Осознание своих эмоций
  • Понимание того, как эмоции влияют на поведение, принимаемые решения и совершаемые поступки, понимание своих сильных и слабых сторон, уверенность в себе.

  • Управление эмоциями
  • Способность контролировать негативные эмоции, умение конструктивно их выражать. Это помогает справляться со стрессом, тревогами, злостью и другими негативными переживаниями.

  • Мотивация
  • Способность человека вдохновлять себя на достижение целей, а также умение контролировать негативные эмоции, которые могут увести в сторону от поставленной задачи.

  • Распознание эмоций окружающих
  • Умение выбирать адекватную линию поведения в соответствии с состоянием собеседника.

  • Развитие и поддержание качественных отношений
  • Успешная работа в команде, управление конфликтами и способность в принципе поддерживать крепкие профессиональные, дружеские, романтические и семейные отношения.

Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь человека

Никто из нас не застрахован от трудных жизненных ситуаций и сопутствующих им вспышек отрицательных эмоций. Самое важное в такие моменты осознавать свои переживания и не давать выплескиваться этим отрицательным эмоциям.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей

  1. Разговаривайте с ребёнком, читайте ему или вместе с ним книги. Пополняйте его словарный запас новыми словами, которые отображают суть эмоций. Ребёнок не всегда может понять, что он чувствует. Кроме того, ему часто просто не хватает слов, чтобы описать внутренние переживания.
  2. Учите ребёнка распознавать и понимать эмоции других людей. Можно распознавать эмоции по мимике, голосу, поведению. После того как ребёнок научится понимать чужие эмоции, он сможет сочувствовать, оказывать эмоциональную помощь и поддержку другим людям.
  3. Озвучивайте собственные эмоции. Когда мы проговариваем свои эмоции, детям легче понять, что мы чувствуем. Таким образом, они будут учиться распознавать чувства окружающих.
  4. Демонстрируйте принятие переживаний ребёнка. Все эмоции и чувства детей имеют право на существование. Важно проговаривать: «Да, я понимаю, что ты злишься, потому что поссорился с другом. Давай подумаем вместе, как можно исправить ситуацию».
  5. Искренне интересуйтесь эмоциональным состоянием ребёнка. Проявляйте заинтересованность к его настроению, чувствам. Детям важно чувствовать поддержку и заботу со стороны взрослых.

Мы живём в тесном контакте с социумом. Наше благополучие, удовлетворенность отношениями с другими людьми, успех на работе зависит от умения понимать то, что мы чувствуем, и выражать это конструктивным способом. Это не только является показателем высокого эмоционального интеллекта, но и обуславливает важность его развития у ребёнка.

Чтобы управлять эмоциональным интеллектом необходимо

1. Знать свои эмоции. Наблюдать, что вызывает гнев или радость. 2. Управлять своими эмоциями. Человек управляем в состоянии негативных эмоций. За агрессию и любовь в мужском организме отвечает один гормон – тестостерон. Практика, которая работает безотказно – это плохой и хороший полицейский. Один запугивает, а другой дает надежду. Человек хватается за соломинку и делает так, как говорит хороший полицейский. 3. Мотивировать самого себя. Приведение эмоций в порядок для достижения целей. Если вы хотите бросить курить. Достаточно представить, что вы получите, когда достигните этой цели. Например, улучшите состояние здоровья, избавитесь от неприятного запаха. 4. Распознавать эмоции других людей. Проявлять эмпатию (сопереживание). Эмпатию можно тренировать. На телесном уровне достаточно подстраиваться под позу собеседника, придерживаться комфортного расстояния для него и выбросить все посторонние мысли из головы. Необходимо по-настоящему внимательно слушать и вникать в информацию собеседника. 5. Поддерживать взаимоотношения.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам: харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д. По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать. Этому посвящена наша следующая статья.

Связь лидерства и эмоционального интеллекта

В каждой общности есть человек, который стремится занять лидирующую позицию. Успеха достигает тот, кто имеет развитый эмоциональный интеллект. Это не всегда самый начитанный представитель коллектива, но тот, кто на деле не боится взять в свои руки ответственность за себя и остальных. Именно совокупность практических навыков и воля к действию определяют успех.

  • сильный лидер — эмоционально зрелая личность

Высокий уровень эмоционального интеллекта избавляет от пустых страхов и сомнений, делает понятными чужие мотивы, позволяет наладить эффективное взаимодействие с окружающими. Умение окружить себя профессионалами намного целесообразнее, чем делать всё самостоятельно. Сильный лидер умеет ставить чёткие цели, обладает высокой степенью самоактуализации, уверен в себе, умеет признавать свои промахи и ошибки. Иными словами, он способен проявлять эмоциональную зрелость.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Школьный возраст (7-10 лет)

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Подростковый возраст (10-18 лет)

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей