Методы лечения тугоухости 1 степени у детей и взрослых

Особенности терминологии: гнозис=восприятие. Агнозия = нарушение восприятия, дефицит. Слуховая речевая агнозия = нарушение восприятия речи на слух.

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

Слабослышащие (или тугоухие) — это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости — легкую, среднюю и тяжелую — и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Причины возникновения глухоты

  1. Наследственная глухота. Чаще всего передается из поколения в поколение, но может возникнуть и впервые, если по наследству переходит рецессивный ген глухоты.
  2. Врожденная глухота. Появляется из-за воздействия патогенных факторов во время внутриутробного развития или в первые минуты жизни.
      гипоксия плода;
  3. родовая травма;
  4. остановка дыхания;
  5. вес при рождении менее 2500 г.
  6. перенесенные беременной инфекции (краснуха, цитомегаловирус, корь, герпес, токсоплазмоз);
  7. прием во время беременности ототоксических (действующих на слух) препаратов;
  8. тяжелая желтуха новорожденных, вызывающая токсическое поражение слухового нерва.
  9. Приобретенные нарушения слуха:
      перенесенный бактериальный менингит или менингоэнцефалит;
  10. тяжелое течение кори или свинки у маленьких детей;
  11. хронический отит;
  12. травмы и несчастные случаи;
  13. применение ототоксичных антибиотиков, диуретиков или химиопрепаратов;
  14. воздействие профессиональных факторов (работа в шумном помещении);
  15. чрезмерная громкость часто используемых наушников, регулярное посещение баров, ночных клубов и подобных мероприятий с громким звуковым сопровождением;
  16. возрастные изменения (пресбиакузис).

Диагностика

Чтобы выявить заболевание на раннем этапе, нужно вовремя обратиться к отоларингологу. Специалист выполнит осмотр и даст направления на такие исследования:

Диагностика
  1. Тимпанометрия – заключается в обследовании среднего уха, которое базируется на образовании разного давления и оценке реакции на него.
  2. Аудиометрия – с помощью данной методики удается определить функционирование слухового аппарата. Эта процедура базируется на подаче звуков разной громкости и частоты. Данное исследование обычно выполняет сурдолог.

Проблемы со слухом у детей

Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.

Большинство глухих детей рождаются от родителей с нормальным слухом. Но эта болезнь может быть унаследованной.

Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года. Критический возраст для развития коммуникативных способностей – от рождения до 3-х лет. Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.

Классификация нарушений

Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:

  1. Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
  2. Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:

Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.

Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу. Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной. Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.

Смешанная тугоухость – это сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.

Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).

Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.

Проявление нарушений слуха

Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.

Читайте также:  Невралгия блуждающего нерва симптомы и лечение

Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:

  • 0-3 месяца – моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
  • 4-6 месяцев – поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
  • 7-12 месяцев – поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
  • 13-15 месяцев – может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
  • 16-18 месяцев – использует простые слова.
  • 19-24 месяца – может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
  • 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.
Проблемы со слухом у детей

Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:

  • Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
  • Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
  • Постоянные просьбы повторить сказанное
  • Сложности с восприятием информации во время урока
  • Проблемы с языком и речью
  • Демонстрация плохого поведения
  • Невнимательность
  • Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы

Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.

Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.

Время на восстановление слуха

Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.

Предупреждение болезни

Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:

  • – Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
  • – Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
  • – Избегание воздействия очень громких звуков

Устранение тугоухости

В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.

Кондуктивная тугоухость часто можно откорректировать. Иногда требуется оперативное вмешательство.

Сенсоневральная тугоухость корректируется при помощи слухового аппарата. Его могут применять для детей в возрасте от 4-х недель.

Дети с самыми серьезными проблемами слуха способны освоить язык жестов и научиться читать по губам, что общаться с другими.

Результат лечения будет лучше, если обратить внимание на симптомы как можно раньше.

По тяжести поражения слуха выделяют степени тугоухости:

  • 1 степень (26-40 дБ) – самая легкая, когда ребенок улавливает разговорную речь на расстоянии до 3-х метров, шепот до 1 метра, но не слышит речь на фоне шума и речь на отдалении;
  • 2 степень (41-55 дБ) – средняя тяжесть, когда малыш слышит разговор родителей на расстоянии до 2-х метров, а шепот совсем вблизи;
  • 3 степень (56-70 дБ) – тяжелая степень тугоухости. В данном случае ребенок еле различает разговор вблизи, а шепот вообще не различим;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не слышит речь совсем. Стоит отметить, что порог свыше 91 дБ расценивается специалистами как полная глухота.
Читайте также:  Иглорефлексотерапия – показания и противопоказания

По мнению специалистов, одна из решающих ролей в своевременном распознавании тугоухости отводится родителям. Именно они проводят с ребенком большую часть времени и могут заметить отклонения от нормы. Среди таких моментов особенно должно настораживать отсутствие реакции на громкие звуки у ребенка до 4-х месяцев.

К 7-9 месяцам ребенок должен легко определять источник звука и иметь предречевые реакции, а к полутора годам сформировать определенный словарный запас. Также, малыш без труда должен реагировать на разговорную речь и отзываться на свое хотя бы одного из перечисленных условий является поводом для обращения к специалисту.

Одним из основных проявлений тугоухости кроме нарушения слуха является недоразвитие речи. Дети могут искажать структуру слова, иметь слабый или вовсе отсутствующий грамматический строй речи. Вследствие этого развивается дисграфия и дислексия.

Особенности протезирования и кохлеарной имплантации

Аппараты слухового протезирования применяются при нейросенсорной форме заболевания. Их использование рекомендовано при потере слуха в диапазоне от 40 до 80 дБ. Если порог слышимости превышает 80 дБ, то протезирование возможно, но не всегда оказывается эффективным.

Протезирование допустимо только при двусторонней тугоухости (при асимметрии заболевания аппарат применяется к уху, которое слышит лучше). Это обусловлено достижением максимальной эффективности при минимальном усилении звука.

При лечении детей используется бинауральное протезирование, которое позволяет воспринимать звуковую информацию одинаково обоими ушами, что способствует ее корректной обработке левым и правым полушарием. Это обстоятельство положительно влияет на полноценное развитие ребенка.

Особенности протезирования и кохлеарной имплантации

Если у ребенка присутствуют необратимые дефекты или повреждения слуховых рецепторов, то стандартные протезы, используемые при слухопротезировании, оказываются бесполезными. В данном случае применяются кохлеарные импланты: в улитке уха устанавливается электрод, а речевой процессор — снаружи головы. Устройство преобразует получаемую звуковую информацию в электрические импульсы, поступающие напрямую в головной мозг. Установление данных имплантов возможно при отсутствии повреждений спирального ганглия, слуховых центров, слухового нерва и проводящих путей.

Реабилитация после кохлеарной имплантации предполагает повторное обучение слушанию и речи, поэтому оптимальный возраст для проведения операции — 1-2 года. В этом возрасте у детей не сформированы навыки речи, и процесс восстановления пройдет эффективнее.