Детский офтальмолог: «Методы улучшения зрения у детей уже существуют»

Детские болезни глаз могут возникать при рождении из-за отягощенной наследственности или послеродовой травмы, воздействия инфекции, чрезмерной зрительной нагрузки. В школьном возрасте часто возникает нарушение рефракции и остроты зрения – близорукость, дальнозоркость.

Причины врожденной слепоты

Врожденная слепота у ребенка может иметь, как явные причины, которые влекут за собой структурные изменения глаз, так и латентные, то есть скрытые, без видимых структурных изменений. Давайте рассмотрим и немного разберем их.

— Аниридия – порок развития цветной структуру глаза, может быть врождённым или приобретённым. Данный порок развития, диагностированный при рождении, встречается значительно чаще, чем приобретенный.

Врожденная катаракта – весьма распространённое врожденное заболевание. Диагноз врожденная катаракта ставиться более чем в 50% случаях. Среди всех патологий глаз диагностируемых при рождении, эта патология является самой распространённой. Для неё характерно как одностороннее развитие (на одном глазу), так и двухстороннее (на обоих глазах), кроме этого она может развиваться параллельно с другой патологией глаз.

Ретинопатия недоношенных – порок врожденного развития, при котором нарушается развитие сетчатки в силу воздействия различных факторов, среди которых: преждевременные роды, ИВЛ (искусственная вентиляция легких), кислородная зависимость, воздействия инфекций в период развития плода, общая незрелость.

Гипоплазия зрительного нерва – чаще всего это врожденный дефект развития, чем приобретенный, при котором размер диска зрительного нерва маленький в результате недоразвития нервных волокон. К причинам относят СЗРП (синдром задержки развития плода), гормональный дефицит во время беременности, употребление алкоголя и табака, наркотических веществ в первые три месяца беременности, некоторых специфических препаратов, например, стероидов, лекарственный препаратов от простуды в последующие месяцы беременности. Гипоплазия зрительного нерва может быть односторонней, двусторонней, изолированной. Часто протекает совместно с косоглазием, двусторонняя гипоплазия в ряде случаев сочетается с синдромом Морсье.

Врожденная атрофия зрительных нервов – возникает при полном или частичном разрушении волокон зрительного нерва с последующей заменой их соединительной ткани. Причина врожденной атрофии зрительного нерва носит наследственно-генетический характер развития, чаще всего встречается болезнь Лебера. Различаю первичную и вторичную атрофию зрительного нерва. У детей врожденная атрофия зрительного нерва встречается редко.

Врожденное нарушение сумеречного зрения – имеет наследственно-генетическую природу развития. При данной патологии нарушается адаптация глаз к условиям с плохой освещенностью (сумерки, темнота, искусственное затемнение). Очень часто наблюдается при синдроме Ашера, наследственном пигментном ретините и другой патологии передающейся по наследству. Симптомы этого заболевания заметны уже в раннем возрасте, наблюдается сужение полей зрения и снижение зрения. Снижение зрения при этой патологии не поддается лечению. Дети с такой патологией боятся темноты, поэтому часто кричат и плачут.

Ахроматопсия — это врожденная патология, для которой характерно полное отсутствие цветового восприятия. Заболевание имеет две формы: палочковая монохромазия и колбочковая монохромазия. При палочковой монохромазии отсутствуют колбочки, поэтому человек видит весь мир в сером цвете, а вот при колбочковой монохромазии мир воспринимается только в каком-то одном оттенке цвета.

Выраженные аномалии рефракции – миопия, гиперметропия, астигматизм.

Школа – к очкам?

Лидия Юдина, «АиФ Здоровье»: Людмила Анатольевна, считается, что ничто так не портит детское зрение, как школа. Насколько это соответствует действительности?

Людмила Катаргина: Многое зависит от причин снижения зрения. Если речь идёт о болезнях глаз, то зрение может быть снижено с рождения или начать снижаться в любой другой период жизни. Если говорить о миопии (близорукости), то эта проблема чаще начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, в период резкого нарастания зрительных нагрузок (особенно если ребёнок много времени проводит с гаджетами), и достигает максимума в школьные годы.

Статья по теме Бережём глаза. Шесть правил для хорошего зрения По данным статистики, в 1-м классе миопия фиксируется у 4,1–8,6% учащихся. Среди выпускников общеобразовательных школ частота миопии достигает 26%, гимназий и лицеев – 50%.

К сожалению, зрение современных детей с каждым годом становится хуже – офтальмологи последние 10 лет отмечают рост заболеваемости миопией. По данным диспансеризации в РФ, частота миопии увеличилась в полтора раза и возросла её степень.

В ухудшении зрения часто винят гаджеты. Но оградить детей от них невозможно. Использование, например, планшетов предполагается даже на школьных уроках. Как минимизировать вред от электронных устройств?

Школа – к очкам?

– Как при чтении обычных, так и электронных книг нужно соблюдать правила гигиены зрения. Нельзя пользоваться гаджетами в темноте (освещение не должно быть слишком тусклым или слишком ярким), подносить портативное устройство (или бумажную книгу) близко к глазам (оптимальное расстояние – 30–35 см). Текст на всех гаджетах должен быть крупным (чтобы ребёнок мог читать, не напрягая зрение). Помните золотое правило офтальмологов – каждые 20 минут необходимо делать перерывы в работе (отрывать свой взгляд от монитора, смотреть вдаль, менять положение тела).

Читайте также:  Диаметр зрачка в норме причины изменения размера

Для профилактики миопии ребёнок должен не менее 2–3 часов в день проводить на свежем воздухе, заниматься спортом. Оптимальными для глаз считаются виды спорта, которые переключают зрение с близкого расстояния на дальнее (бадминтон, настольный теннис, волейбол). Это обеспечивает естественную релаксацию глаз. Кроме того, нельзя перегружать зрительную систему во внеурочное время – ребёнок не должен весь день напролёт сидеть, уткнувшись в книгу, независимо от того, бумажная она или электронная. Упражнения для глаз. Инфографика Подробнее

Можно ли детям читать лёжа или в транспорте? Некоторые врачи говорят, что это даже полезно…

– Читать лёжа не рекомендуется, по­скольку трудно выдержать необходимое расстояние до бумажного или электронного носителя. При чтении на боку расстояние от книги до каждого глаза может быть неодинаковым, что приводит к большему напряжению и асимметричной нагрузке на шейный отдел позвоночника.

Недолгое чтение в транспорте – если освещение хорошее и нет сильной тряски – вреда не принесёт. Нежелательно читать в машине – сильная тряска требует дополнительных усилий для фиксации глаз, туловища и головы, а это способствует быстрому утомлению.

Есть общее правило: если при чтении вы чувствуете дискомфорт и не понимаете его причину, лучше прервать чтение. Статья по теме Опасное лето. Болезни глаз, которые могут развиться у детей на каникулах

Диагностика нарушений зрения у детей

Новорожденный может подвергнуться осмотру офтальмологом еще в роддоме. В первую очередь это относится к недоношенным деткам, которые родились с весом менее двух килограмм, а также со сроком вынашивания меньше 34-х недель. Эти дети находятся в зоне повышенного риска развития ретинопатии недоношенных. Этот термин означает аномальное увеличение сосудов сетчатки, способное привести к абсолютной ее отслойке, что соответственно провоцирует возникновение слепоты.

Если имеются показания, первое обследование у офтальмолога малыш должен пройти уже в 1 месяц. К таким детям относятся те, у кого обнаружены врожденные пороки, перенесенные родовые травмы, асфиксия и прочее.

В курс обследования входит:

  • внешний осмотр;
  • определение способности фиксировать предметы взглядом;
  • определение проявления реакции на свет;
  • офтальмоскопия.

Острота зрения у малышей

Начиная с трехлетнего возраста, у ребенка проверяют остроту зрения с помощью специальной таблицы.

В течение первых трех лет глаза ребенка интенсивно растут, при этом к этому возрасту уже в значительной степени снижается гиперметропия. Однако глазное яблоко растет еще лет до 14-15. Уже к 9-10-летнему возрасту гиперметропия должна абсолютно пропасть.

Возможные нарушения в зрениях у детей

Среди нарушений в зрении у детей наиболее частыми являются: близорукость, астигматизм, дальнозоркость, амблиопия, поражения сетчатки глаза, косоглазие, птоз, нарушения в результате травм, а также воспалительных заболеваний и пр.

Наиболее распространенной патологией зрения среди детей являются нарушения в преломлении в глазу света или по-другому аномалии рефракции глаза. Данную патологию также называют как аметропии, к которым относятся близорукость, астигматизм и гиперметропия.

В основном данные заболевания имеют наследственный характер, однако, как правило, заболевание само по себе напрямую не наследуется, а передается только предрасположенность к нему. Поэтому родители, имеющие подобные нарушения зрения, должны особое внимание уделять зрению своих детей и, начиная с раннего возраста, проводить их профилактику.

Глаз можно приравнять к системе линз. Так лучи света, проникая сквозь данные линзы, преломляются, проецируясь в здоровом глазу непосредственно на саму сетчатку. Наибольшая преломляющая способность отмечается у хрусталика и роговицы.

Упражнения для снятия усталости глаз

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
  • Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
  • Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
  • Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
  • Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
  • Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
  • Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

Заболевания органов зрения у школьников

Дети школьного возраста страдают рядом заболеваний глаз, которые приводят к нарушениям качества зрения. К ним относится близорукость. Она развивается вследствие увеличения диаметра глазного яблока или же чрезмерного преломления световых лучей. Они сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатке формируется нечеткое изображение. В 8-14 лет детские глаза подвергаются чрезмерной нагрузке на аккомодационный аппарат. Глазное яблоко в этом возрасте, как и другие детские органы, активно растет. Эти процессы и являются причиной близорукости у детей. Ребенок начинает плохо видеть в школе информацию, написанную на доске, он не может играть в подвижные игры, поскольку не четко видит мяч. Коррекцию зрения при миопии осуществляют при помощи минусовых (рассеивающих) линз.

Наиболее частым нарушением рефракции у детей десятилетнего возраста является гиперметропия, или дальнозоркость. Она развивается по причине малого размера глазного яблока или недостаточного преломления лучей света. Они сходятся за сетчаткой. При этом изображение предметов будет нечетким. Если у ребенка гиперметропия невысокой степени, то он достаточно хорошо видит предметы, расположенные вдали, а также за счет срабатывания аккомодационных механизмов, располагающиеся вблизи. Очковая коррекция зрения при дальнозоркости требуется в таких случаях:

  • гиперметропия свыше 3,5 диоптрий;
  • затуманивание зрения при работе на близком расстоянии;
  • ухудшение остроты зрения одного глаза;
  • утомление глаз;
  • головные боли.

Для коррекции остроты зрения при гиперметропии детям прописывают носить очки с плюсовыми (собирающими) линзами.

Астигматизм относится к нарушению зрения, при котором лучи света в двух взаимно перпендикулярных плоскостях преломляются по-разному. В результате этого изображение, которое формируется на сетчатке, является искаженным. Причина астигматизма – врожденные особенности строения оптической системы глазного яблока. Чаще всего это неравномерная кривизна роговицы. Если разница в преломляющей силе не больше одной диоптрии, она детьми достаточно легко переносится. В случае астигматизма более высокой степени контуры предметов, которые находятся на различном расстоянии, видны нечетко. Компенсировать разницу в преломляющей силе можно сложными очками с цилиндрическими стеклами.

Достаточно часто у детей развивается расстройство аккомодации. При этом заболевании ребенок теряет возможность отчетливо воспринимать предметы, которые перемещаются относительно него, или находятся на неодинаковом удалении. Нарушение аккомодационной функции возникает вследствие слабости цилиарной мышцы, которая утрачивает способность сокращаться. В результате этого кривизна хрусталика не меняется, и он может обеспечить четкое зрение либо вдаль, либо вблизи.

Орган зрения у детей возраста 8-10 лет подвергается чрезмерным нагрузкам. Это вызывает спазм аккомодации: цилиарная мышца находится в сокращенном состоянии, она не может расслабиться. В результате спазма хрусталик становится выпуклым, он обеспечивает четкое ближнее зрение. Ребенок, страдающий спазмом аккомодации, плохо видит предметы, расположенные на расстоянии.

Это состояние также называют ложной близорукостью. Для его устранения детям назначают специальные капли. Им показаны гимнастические упражнения для глаз.

Если орган зрение теряет способность направлять и удерживать зрительные оси обоих глазных яблок на предмете, который находится на близком расстоянии или перемещается по направлению к глазу, говорят о нарушении конвергенции. При этом оба глаза или один отклоняется в сторону. У ребенка двоится в глазах. Для тренировки конвергенции детям назначают специальные упражнения.

У некоторых школьников диагностируют такое нарушение, как расстройство бинокулярного зрения. Оно возникает в том случае, когда утрачивается возможность для получения объемной картинки совместить два изображения, которые формируются на сетчатках левого и правого глаза. Это случается при различии в четкости или величине изображений, а также тогда, когда они попадают на разные участки сетчаток. В этом случае ребенок вместо одного видит 2 изображения, которые смещены друг относительно друга. Головной мозг для того чтобы устранить диплопию, подавляет изображение, которое формируется на сетчатке глаза с худшим зрением. В этот момент зрение становится монокулярным. Для восстановления бинокулярного зрения необходимо исправить его нарушение и тренировать на протяжении продолжительного времени совместную работу обоих глаз.

Врожденные патологии

Врожденные дефекты зрения и патологии возникают из-за отягощенной наследственности, во время внутриутробного развития и родов.

Косоглазие

Иначе называется страбизм, когда глаза смотрят в разные направления (кверху, книзу, к переносице или вискам), ребенку сложно сфокусировать взгляд на объекте. Диагностируется патология не сразу, поскольку до 3-4 месяцев у новорожденных неразвиты глазные мышцы и могут наблюдаться симптомы ложного косоглазия. Они не требуют коррекции.

Если признаки страбизма остаются после 5-6 месяцев или года, проводится комплексное лечение. Оно направлено на выявление «ленивого» глаза и нагрузку для выполнения зрительной функции (специальные аппаратные методы, очки, окклюзивные повязки).

Читайте также:  Гипертоническая ретинопатия: характер патологических изменений

Ретинопатия

Наблюдается недоразвитие сетчатки глаза, нарушенное кровоснабжение, из-за чего атрофируется зрительный нерв, происходит дистрофия сетчатки и полная слепота. Часто диагностируется у недоношенных детей с недоразвитым органом зрения, рожденных весом менее 1,5 кг на сроке до 32 неделе.

Для лечения используются медикаменты (вазодилататоры, антикоагулянты, витаминные препараты), хирургическое и лазерное воздействие.

Катаракта

Вызывается перенесенными внутриутробными ТОРЧ-инфекциями (краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз), обменными нарушениями у ребенка, реже в результате генных мутаций. При катаракте мутнеет хрусталик, нарушаются в нем метаболические процессы, отмечается нистагм (непроизвольные колебания глазного яблока) и ухудшение видимости.

Выбор метода лечения зависит от степени повреждения хрусталика. При незначительной форме применяются витаминные препараты и цитопротекторы. В тяжелых, запущенных случаях используется хирургическое лечение и имплантация искусственного хрусталика.

Глаукома

Выделяется врожденная форма глаукомы, вызванная недоразвитием глаза. В результате повышается внутриглазное давление, нарушается баланс между продукцией и оттоком водянистой влаги. Согласно статистике, при отсутствии лечения врожденной глаукомы через 4-5 лет может возникнуть слепота.

Для терапии глаукомы применяются медикаменты или хирургическое вмешательство.

Близорукость

Врожденные патологии

По-другому называется миопия. Возникает при отягощенной наследственности, передается от родителей, у которых есть заболевание. Ребенок плохо видит вдали, не узнает людей и не различает объекты. Для лечения подбираются корригирующие очки и витаминные укрепляющие комплексы.

Важным аспектом является ограничение зрительной нагрузки, выполнение ребенком гимнастики для глаз, соблюдение режима сна, нагрузки и отдыха.

Дальтонизм

Относится к группе аномалий цветового зрения, при врожденной форме редко сразу диагностируется из-за определенных сложностей. При заболевании ребенок не распознает определенный цвет (чаще красный, синий или зеленый), вместо него предметы окрашены в серый цвет.

Если дальтонизм связан с генетической мутацией, он не поддается лечению. В некоторых случаях для коррекции используются специальные линзы или очки.

Эктропион

Патология и косметический дефект, представляющий выворот века наружу. В результате возникает сильная слезоточивость, веко не выполняет свою функцию.

Рекомендуем почитать: Эктропион

Энтропион

Еще одна патология, при которой веко вместе с ресницами заворачивается внутрь и травмирует слизистую глаза. Возникают симптомы механического раздражения. Причины состояния – спазм мышц, избыток кожи.

Рекомендуем почитать: Энтропион

Косметологический дефект и причина нарушения остроты зрения, когда опущенное веко нависает над глазом. Вызвано состояние поражением нервных путей или недоразвитостью мышц.

Рекомендуем почитать: Птоз

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания. Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка. Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.